SFU Logo
  • Все новости
  • Объявления
  • Медиакит
  • Анонсы
  • Наши медиа
  • Фото
  • Для СМИ
  • Прислать новость
  • Реклама
  • Медиа
SFU Logo
SFU Logo
Сведения о вузе
SFU Logo
Сведения о вузе
ГлавнаяМедиаВсе новостиУчёные СФУ разработали «металлический клей» для автомобилей и самолётов

Учёные СФУ разработали «металлический клей» для автомобилей и самолётов

5 июня 2024 г. | наука

Учёные Сибирского федерального университета разработали технологию изготовления сварочной проволоки для получения высокопрочного сварного соединения листов из сплава алюминия с магнием более экономичным и выгодным способом — при помощи установки совмещенного литья-прокатки-прессования. Разработанная технология производства проволоки позволит улучшить экономические показатели производства и снизить себестоимость конструкционных изделий в автомобиле- и ракетостроении, судо- и самолётостроении.

Учёные Сибирского федерального университета разработали технологию изготовления сварочной проволоки для получения высокопрочного сварного соединения листов из сплава алюминия с магнием более экономичным и выгодным способом — при помощи установки совмещенного литья-прокатки-прессования. Разработанная технология производства проволоки позволит улучшить экономические показатели производства и снизить себестоимость конструкционных изделий в автомобиле- и ракетостроении, судо- и самолётостроении.

Учёные Института цветных металлов СФУ сравнили две технологии производства сварочной проволоки из алюминиевого сплава 1580. В первом варианте заготовки диаметром 8 мм получали традиционным методом прямого прессования на горизонтальном гидравлическом прессе. По второй технологии заготовки диаметром 12 мм были произведены на установке совмещенного литья-прокатки-прессования, запатентованной и разработанной сотрудниками института под руководством профессора кафедры обработки металлов давлением Сергея Сидельникова. Далее оба вида заготовок прокатывали в рабочей клети сортового стана до получения полуфабриката квадратного сечения со стороной 3.3 мм, а затем подвергали волочению и получали проволоку круглого сечения диаметром 2.3 мм. В том и другом случаях получили качественную сварочную проволоку из сплава 1580. Однако затраты по второй технологии оказались существенно меньше, а выход годного металла больше.

«Особенностью нового российского алюминиево-магниевого сплава 1580 является малая добавка в его состав редкоземельного элемента скандия, что придаёт ему особую прочность. Также сплавы системы алюминий-магний обладают такими свойствами, как свариваемость и коррозионная стойкость, что выделяет их среди других алюминиевых сплавов. Для сварки листов из сплава требуется проволока того же химического состава — это позволит добиться максимальной надёжности, прочности при соединении деталей, что особенно важно в автомобилестроении, судостроении, ракетостроении и производстве материалов для воздушных судов различного назначения», — сообщил соавтор исследования, доцент кафедры обработки металлов давлением Игорь Константинов.

Основным преимуществом технологии изготовления проволоки из сплава 1580 на установке совмещенного литья-прокатки-прессования, разработанной в СФУ, является экономичность с точки зрения снижения расхода материала и энергозатрат. Если пользоваться традиционным методом прессования, в отходы попадает до 20 % сплава, а в случае добавки в его состав скандия (одного из самых дорогих металлов в мире) — это делает затраты чувствительными для производителя и потребителя. Однако если использовать метод совмещенного литья и прокатки-прессования, предложенный учёными из Красноярска, потери будут минимальными, что положительно отразится на себестоимости изделий в целом.

«Сварочный шов — это всегда точка напряжения. Его прочность, как правило, на 10-20 % ниже прочности металлических листов, которые он скрепляет, что грозит разрушением металла в первую очередь по шву. Однако однородная по составу сварочная проволока более надёжно скрепляет листы из алюминиево-магниевого сплава с малой добавкой скандия, выступая своего рода „клеем“, практически не подверженным тем проблемам, которые возникают у других материалов, использующихся для сварки», — отметил профессор кафедры обработки металлов давлением Сергей Сидельников.

Работа выполнена в рамках Национального проекта «Наука и университеты», проект FSRZ-2024-0004.

  • Статья
  • Первыми написали

5 июня 2024 г.

  • Версия для печати
  • PDF
  • написать ВКонтакте

Похожие новости

  • В Сибири создали сложный свет для выращивания помидоров на Крайнем Севере 29 ноя 2024 г.
  • В СФУ обсуждают актуальные вопросы архитектуры и градостроительства, реставрации архитектурного наследия, дизайна и искусства 25 ноя 2024 г.
  • Российско-китайские испытания активации угольных коксов прошли в лаборатории СФУ 22 ноя 2024 г.
  • СФУ поделился опытом в сфере цифровой гуманитаристики и изучения истории 21 ноя 2024 г.
  • В Красноярске в Сибирском федеральном университете проходит Всероссийская конференция «Территория цифрового РОСТа» 21 ноя 2024 г.
  • Сохранить истину и память: в СФУ открылись Красноярские военно-исторические чтения 20 ноя 2024 г.
  • VII Международная научно-практическая конференция «Город, пригодный для жизни» 19 ноя 2024 г.
АбитуриентуШкольникуСтудентуАспирантуСотрудникуПартнёруПрессе
АбитуриентуШкольникуСтудентуАспирантуСотрудникуПартнёруПрессе
  • Общая информация
  • Структура
  • Все документы
  • Партнёры
  • Закупки
  • Карьера в СФУ
  • Позиции СФУ в рейтингах
  • СФУ в федеральных проектах
  • Символика
  • Кампус
  • Общественная приёмная
  • Политика конфиденциальности
  • Все сайты СФУ
  • Выпускники
  • Общая информация
  • Бакалавриат, специалитет
  • Экскурсии по СФУ
  • Магистратура
  • Аспирантура
  • Докторантура
  • Полезные материалы
  • Контакты
  • Иностранным абитуриентам
  • Общая информация
  • Расписание
  • Образовательные программы
  • Графики учебного процесса
  • Платное обучение
  • Электронное обучение СФУ
  • Возможности для студентов
  • Дополнительное образование
  • Документирование учебной деятельности
  • Онлайн-формы
  • Общая информация
  • Сотруднику
  • Исследования
  • Трансфер технологий
  • Инфраструктура
  • Аспирантура
  • Докторантура
  • Научная аттестация
  • Научные журналы СФУ
  • Общая информация
  • Студенческие организации и объединения
  • Мероприятия
  • Коворкинги
  • Спорт
  • Общая информация
  • Международное сотрудничество
  • Для выезда за рубеж
  • Для иностранных граждан
  • Документы
  • Общая информация
  • Все новости
  • Объявления
  • Медиакит
  • Анонсы
  • Наши медиа
  • Фото
  • Для СМИ
  • Прислать новость
  • Реклама
Сведения об образовательной организацииПротиводействие коррупцииБанковские реквизитыАрхив

© Сибирский федеральный университет, 2006-2025

Сделано